Короче Андрей, я долго ломал голову, как ответить тебе на вопрос о критериях, вот что получилось. Эстетические категории типа: «нравиться» или «не нравиться», абсолютно субъективны и основаны на эмоциях, а не на логике. Картина может иметь прекрасный актёрский состав, снята талантливым режиссером, но при этом, банально не цеплять. В чём причина этого? Почему лента не захватывает внимание, не заставляет сопереживать героям? Я могу лишь предположить, что в фильме не хватает того, что скрепляет компоненты экранного произведения: сюжет, действие, переживание. Почему-то данная связка не воспринимается у зрителя как целое, а видятся лишь отдельные и несвязанные фрагменты, например: мы, отмечаем красивый пейзаж, затем - умный диалог, красивый экшен, но беда в том, что всё это воспринимается как несвязанные между собой куски. И в результате такого восприятия весь художественный замысел рушиться, ведь фундамент любого произведения (киношного или книжного) – это создание мира, некой вселенной, где каждый фрагмент занимает своё место, а если мы чувствует провалы (отсутствие фрагментов), то вселенная теряет свою гармоничность. Примерно вот так я могу ответить на вопрос: «почему мне не понравился фильм».
А вообще это все строго индивидуально, кому-то безусловно отличное кино может показаться пустышкой, и сколько его не переубеждай, не сможем, все равно он найдет миллион доводов в поддержку своего мнения. И наоборот, кто-то в обычной рядовой мелодрамке может обнаружить такие глубины, что обрыдается весь и купит в коллекцию. И настрой имеет значение, если что-то паршивое у тебя приключилось либо так устал, перекачавшись, что глаза закрываются, не оценишь по достоинству даже самую тонкую и остроумную комедию.
А если коснуться вопроса насчет критериев и т.п. вот что могу сказать. Ставя оценку, я в первую очередь думаю - а какие же чувства вызвал у меня фильм? Смог он меня искренне развеселить/заставить погрустить/почуять драйв/задуматься о смысле жизни? Или это было просто картинки для глаз, пошлые шутки, бездарная история, не затронувшая ничего ни в сердце, ни в голове? Если я после титров думаю - н-да, надо бы еще раз посмотреть, то это безусловно Кино, а если возникают мысли типа "Ну и что? Зачем вообще ЭТО сняли? Ну и нелепость..." и все в том же духе, то это будет либо Стерильно, либо сами знаете что.
Я не одобряю технический подход к лентам, я готов многое простить фильму: плохие спецэффекты, сырой монтаж, если при этом в нем есть ИДЕЯ которая будет цеплять. Ведь кино бьет по эмоциям, и ориентироваться в оценке, на мой взгляд, надо именно на чувства.
Глобальные критерии выявить сложно или даже невозможно, так как это глубоко субъективно (нравится не нравится). Я даже для себя не всегда могу уяснить почему один фильм нравится а другой не очень.
Если подвести итог вышесказанному, то на уровне ощущений - хороший фильм для меня это:
Если фильм вызвал у меня какие-либо эмоции (кроме раздражения и скуки).
Если после просмотра фильма мне хочется показать его кому нибудь ещё.
Если после просмотра я продолжаю прокручивать фильм в голове.
Немалую часть в оценке фильма для меня играют атмосфера и диалоги. И, наконец, на оценку может существенно повлиять хороший/любимый актер.
Сюжет, в моем понимании, является только каркасом, средством для достижения цели, донесения идеи. "Стильная/красивая картинка" - практически не играют для меня никакой роли, а иногда могут даже раздражать, если с ними перебор (как в последних стилизованных комиксных экранизациях).
Спасибо за внимание.