О резине, Петрове и самую малость о Шумахере
«Более мягкие шины способны продержаться 300 км, а жесткие выдержат всю дистанцию гонки», - сказал незадолго до старта Гран При Бахрейна глава гоночного департамента Bridgestone Хирохиде Хамашима. Оставим в стороне низкую осведомленность японца о гоночной дистанции на этапах Ф1 – хотя это, надо признать, странно. Но вот способность резины SuperSoft сохранять рабочие характеристики фактически от старта до финиша, да еще в условиях жары под 40 градусов – такое не может не расстраивать.
Ведь это фактически означает, что до самого конца сезона никакого разнообразия в тактике команд ждать не приходится – единственный плановый пит-стоп фактически будет нужен лишь для того, чтобы не нарушать правило об использовании по ходу гонки обоих типов резины. Дай командам право - обошлись бы и без него.
Себастьян Феттель и Фелипе Масса на трассе в Сахире доехали на мягкой резине до 17-го круга, что составляет более трети дистанции. При этом никакого падения темпа под конец этого отрезка не было ни у того, ни у другого. Немец так и вовсе печатал свои круги с завидной точностью. Думается, пит-стоп оба провели прежде всего потому, что соперники, сменившие SuperSoft на Medium парой кругов ранее, на свежем комплекте смогли взвинтить свой темп на пару секунд.
Жесткие шины работали и того дольше – Хейкки Ковалайнен проехал на них 30 кругов. Поскольку к тому моменту все конкуренты команды Lotus уже выбыли из борьбы – это был весьма грамотный тактический шаг, позволивший получить важную информацию по износоустойчивости продукции Bridgestone.
Какой же вывод можно сделать из первого этапа сезона, если говорить о «шинном факторе»? Во-первых, все десять участников финальной части квалификации в Мельбурне и на всех последующих Гран При поедут только на более мягкой смеси. Во-вторых – есть ощущение, что в чемпионате глобально стало одной интригой меньше. Безусловно – и это доказывает пример гонщиков McLaren – тактические перестановки по ходу гонки возможны – вот только в Бахрейне их было даже меньше, чем непосредственных обгонов.
FIA вообще и устроители Формулы 1 в частности всегда отличались определенной инерцией в своих поступках – просчитать варианты заранее этим людям почти никогда не удавалось, а принять какие-то меры оперативно они могли только в самых исключительных случаях. Но все же, будем надеяться, в скором будущем реакция на достаточно очевидные выводы из Гран При Бахрейна последует. Ведь ожидания от нынешнего сезона были высоки, как никогда – и упустить такой момент было бы досадно и болельщикам, и правообладателям…
Пока же на фоне назревающего противостояния большой четверки – а именно так логичнее всего называть в 2010 году Ferrari, McLaren, Red Bull и Mercedes, чьи пилоты выиграли уже 149 Гран При и 11 титулов – очень приятно было следить, как свою первую гонку в карьере провел Виталий Петров. На старте он оказался одним из тех, кого скрыл густой дымовой шлейф из машины Марка Уэббера. Через пару поворотов стало ясно, что одна машина Renault следует почти вплотную за лидерами, зато вторая откатилась далеко назад.
Признаюсь, в первую секунду сложно было поверить, что российский дебютант прыгнул выше головы – в GP2 Виталий и впрямь нередко шокировал соперников стартовыми прорывами. Но одно дело – творить маленькие чудеса на фоне молодых, часто неопытных соперников. А совсем другое – выиграть шесть позиций (больше всех!) на первом круге своего дебютного Гран При Формулы 1.
Да и затем Петров сохранял голову холодной, уверенно отразив атаку Камуи Кобаяши, своего лучшего друга в паддоке, и пустившись в погоню за Рубенсом Баррикелло. Десять кругов – сектор за сектором – он упрямо настигал Williams опытного бразильца. И в тот момент, когда показалось, что вот-вот может свершиться еще одно чудо – небольшая ошибка пилота и небольшой дефект машины сложились воедино на кочковатом бордюре, и все закончилось сходом.
Досадно, что и говорить, но поневоле приходится задуматься, какой же вариант лучше: вот такое выступление, яркое и короткое, или спокойный и ничем не примечательный финиш, каким своих многочисленных болельщиков не очень порадовал Михаэль Шумахер. Для своих лет маститый немец выглядит просто потрясающе – в Бахрейн в рамках «слёта чемпионов» приезжал старый соперник семикратного чемпиона, Деймон Хилл, так тот смотрелся рядом с пилотом Mercedes фактически древним старцем – но все же возвращение Шумахера получилось скорее трудовым, чем триумфальным.
После полутора часов борьбы под палящим солнцем Михаэль и впрямь был свеж, как огурчик – вот только молодой напарник Нико Росберг примчался к финишу раньше. Конечно, сравнивать Шумахера с его нынешними соперниками просто неуместно – он уже гонялся в Формуле 1, когда те только выводили, высунув от старания язык, свои первые каракули в школьных тетрадях. Однако беспристрастному секундомеру до этого нет дела – он лишь фиксирует, кто преодолеет дистанцию с каким временем.
На трассе в Сахире лучшим в этом отношении стал Фернандо Алонсо. Как и Кими Райкконен три года назад, испанец выиграл первую же гонку за Ferrari. О чем это говорит? Только об одном – в чарте самых популярных фраз произошла смена лидера: вместо «сложно о чем-то судить, потому что все ездят с разным количеством топлива» впереди теперь «непросто делать выводы по итогам единственной гонки – впереди длинный сезон».
В том, что он будет интересным, сомнений нет. А если в ближайшее время умные головы что-то придумают и с шинами – первоклассное шоу нам просто гарантировано.