НАУКА УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО НИ ОДИН ПУК НЕ ПОХОЖ НА ДРУГОЙ
Несколько лет назад в одном ирландском городке в графстве Оффали случился пожар в коровнике. Прибывшим на место происшествия полицейским не составило труда выяснить причину возгорания. Виновником пожара оказался хозяин коровника, который шутки ради поднес зажженную спичку к... "траектории отхождения собственных кишечных газов". В результате произошел взрыв, воспламенился стог сена, а через несколько минут постройка была в огне. На следующий день вся страна хохотала над статьей в "Айриш тайме" под метким заголовком "Унесенные ветром".
Кто сеет ветры – пожнет бурю
КАК известно, ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Этот закон природы как нельзя более наглядно применим к процессам жизнедеятельности человеческого организма. Сначала пища, потом - извините - "ветры". О первой мы готовы говорить до бесконечности, а о вторых как-то не принято. Между тем существует целая наука, занимающаяся изучением кишечных газов, - флатология, где единицей измерения является 1 флатус (в переводе с латыни на русский общедоступный - 1 пук).
Результаты исследований американского флатолога Майкла Льюитта, зафиксировавшего случаи воспламенения кишечных газов (при этом пламя достигало 25 и более сантиметров), послужили в основном поводом для смеха. Между тем, как считает Льюитт, "носителями" flatus flammable,(флатуса воспламеняемого) являются почти 30% человечества. Причина - в составе кишечных газов. Наличие в них примеси метана обусловливает "взрывную" способность флатуса. В общем, никакие это не шутки: пук! чирк! ... жжах!!! Представьте себе - взрывается и горит. Горит синим пламенем. За что и Носит на языке флатологов нежное название "голубой ангел".
Образование метана в составе кишечных газов, как недавно было выяснено, связано с наличием в кишечной флоре бактерии metnanobrevibacter smithii. Но почему она поселяется в том или ином кишечнике, специалистам пока выяснить не удалось. "Есть все основания предполагать, что здесь имеет место наследственная предрасположенность", - считает Майкл Льюитт. И тут же предупреждает о том, что самостоятельные эксперименты по выявлению этого феномена в кругу родных и близких могут иметь весьма опасные последствия.
В здоровом теле – здоровый пук
НЕСМОТРЯ на то что не только "обыватели", но и большинство медиков относятся к предмету изучения флатологии более чем весело, этой сравнительно молодой науке удалось значительно продвинуться вперед. "Это новая область гастроэнтерологии, - возмущается американский профессор Дэвид Олтмен, - а вовсе не объект для дешевых шуточек!"
За сравнительно небольшое время флатологи сумели основательно разобраться в физиологии и патогенезе кишечных газов. Таким образом, теперь науке известно:
как и в каких отделах кишечника образуются основные газы, составляющие флатус;
почему все больше людей страдают флатуленцией (усиленным образованием газов в кишечнике) и метеоризмом(вздутием кишечника);
почему 99% "выхлопных" газов человека не имеют запаха, и всего один процент является, пардон, зловонным;
а также все о количестве, средней частоте и звуковом оформлении ежедневно выпускаемых в атмосферу флатусов.
Итак, человек со здоровым кишечником "пускает ветры" в среднем 15,1 раза в день. При этом флатус вырывается на волю со скоростью от 0,1 до 1,1 метра в секунду.
Что касается объема выпускаемых газов, он колеблется, в зависимости от количества переваренной пищи, от 0,1 до 2,1 литра в сутки. Одна "порция" в среднем составляет 40 миллилитров.
(Для сравнения: люди, страдающие метеоризмом, "метают перуны" до 300 раз в сутки, общим объемом до 5,2 литра.)
Английский гастроэнтеролог Джон Фелпс указывает на то, что флатология могла бы продвинуться в исследованиях гораздо дальше, если бы ученые имели в своем распоряжении большее количество тестируемых персон. Но, к сожалению, когда речь заходит о предмете исследования, желающих, извините за каламбур, как ветром сдувает. А всего-то и нужно - записывать время каждого "выхода в эфир" в течение суток, а также наличие или отсутствие в каждом случае звукового сопровождения и запаха.
А запах!..
КИШЕЧНЫЕ газы состоят из 60% азота, 5% кислорода, 15% углекислого газа и 20% водорода. Эти данные, естественно, среднестатистические, потому что, как гордо утверждает Майкл Льюитт: "В кишечной действительности ни один флатус не похож на другой".
Благодаря 11 американцам, самоотверженно предоставившим себя и свои пищеварительные тракты в распоряжение ученых-флатологов, которые внедрили каждому по три зонда (в желудок, кишечник и задний проход, - и все это на 14 дней), удалось зафиксировать, каким образом и в каких отделах кишечника образуются газы. Итак, в процессе брожения пищевой кашицы в правом (восходящем) отделе толстого кишечника образуются водород и углекислый газ, а в процессе гниения в левом (нисходящем) отделе "зреют" метан и сероводород. Все это смешивается с азотом и кислородом, попадающими в желудок, а затем в кишечник в процессе еды и питья. Таким образом, при переваривании среднестатистического обеда образуется около 15 литров газов. Однако непосредственно "на волю" отправляются лишь несколько процентов этих газов, в то время как остальное их количество проникает через стенки кишечника в кровь, а затем выдыхается легкими. Как уже говорилось, 99 процентов газов, составляющих флатус, не имеют запаха. Но когда к ним добавляется "букет" из газов, образующихся при переваривании белка (индол, скатол и прежде всего сероводород), флатус уже не может остаться незамеченным. Несмотря на то что доля этих газов составляет всего 1 процент, их "обонятельная интенсивность настолько велика, что именно она и обусловливает 200 процентов всех неприятностей - если, например, находясь в общественном месте, вам не удается "наступить на горло собственной песне".
«А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»
ЕСЛИ распределение газов, составляющих флатус, происходит равномерно, их давление в кишечнике настолько незначительно, что "сфинктральный резонанс" (звук, сопровождающий выход флатуса) может вообще не иметь места. Поэтому около 70% всех "газопусканий", слава Богу, происходит бесшумно. Однако даже незначительные дисбалансы в распределении газов в процессе пищеварения (а они неизбежны и абсолютно нормальны) приводят к тому, что флатус заявляет о себе в полный голос. Так, например, употребление в пищу продуктов, богатых балластными веществами, и вегетарианские диеты приводят к значительному усилению ферментативных процессов и повышенному образованию водорода, который и определяет звуковую оформленность флатуса.
Интересные вещи происходят с нами... в горах. Учеными установлено, что при подъеме на высоту более 3 500 метров над уровнем моря процесс происходит иначе: вследствие более низкого атмосферного давления газы, присутствующие в крови, поступают в кишечник, откуда норовят выйти гораздо чаще, чем обычно. А на высоте 7 000 метров, как показывают эксперименты, флатус рвется в облака каждые 11 минут. "Чем выше поднимается альпинист, тем интенсивнее работает "задний привод", толкающий его к вершине", - пошутил по этому поводу американский ученый Манро Скотт.
Вот такая это наука - флатология. Кстати, есть в ней и своего рода "категория замечательных людей" - чья ректальная физиология выходит за рамки среднестатистической. Например, месье Пужо - триумфировавший в прошлом веке в парижском "Мулен Руж", виртуозно исполняя "Марсельезу" и "Марш Радецкого". Как называется "инструмент", с помощью которого музицировал месье Пужо, догадаться несложно.